Закрыть ... [X]

Если человек носит яркую одежду

Марусецкая Л. В.Марусецкая Л. В.

Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF

Молодежь представляет будущее страны, ибо общество воспроизводит себя биологически и социально через молодое поколение. Жизнеспособность любого общества зависит именно от его молодежи. Вот почему так важно изучать ее настроения и поведение, ярко проявляемые в молодежных субкультурах. Эти неформальные образования в какой-то мере служат своеобразным барометром, позволяющим измерять нравственный, идеологический и социально-психологический климат в обществе. В какой-то мере появление тех или иных молодежных объединений сигнализирует о нерешенных проблемах страны, выступая тем самым болевыми точками на социальном организме.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Их называют неформалами, ибо они выбиваются из формализованных структур нашей жизни, не вписываются в привычные правила поведения.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее [2].

В чем состоят причины довольно широкого распространения в современном обществе молодежных субкультур? Хотелось бы отметить, что всегда существовало определенное различие между поколениями, которое еще более становится ощутимым в современном мире, ибо современный социум - сверхдинамичная система. Следует также обратить внимание на тот факт, что молодежь обладает рядом социально- психологических особенностей. Она эмоциональнее, ей присуща тяга к свободе и независимости. В учебном коллективе, даже в семье, подросток нередко чувствует себя стесненным рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимым от преподавателя или родителей. В этом случае участие в деятельности неформальной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Другое дело, что человек останется в зависимости от вожака, лидера, определенных правил поведения в новой для него общности, то есть независимость может быть мнимой, относительной, но самоощущение ее возникает. Также стоит отметить, что подростки испытывают потребности в самовыражении, самореализации, чувстве собственной значимости и стремятся в рамках той или иной субкультуры удовлетворить эти потребности. Однако необходимо подчеркнуть, что нередко причинами вхождения подростков в субкультуры является просто дань моде, отсутствие осознанной цели, подражание течениям и направлениям западной неформальным объединениям.

Молодежные субкультуры очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу подростки и молодые люди, образуя группы, течения, направления.

Существует ряд классификаций молодежных субкультур в основании которых лежит какой-либо значимый признак, присущий определенной категории неформальных организаций. Так, по специфике поведения членов неформальной группы выделяют следующие направления [2]:

Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры. Численность таких объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Их социальный состав отличается неоднородностью. Стоит отметить, что на сегодняшний день активность таких групп увеличивается, что компенсирует их малочисленный состав.

Асоциальные объединения. В идеологии субкультур данного направления присутствует критика каких-либо устоев общества, но это противостояние не носит крайнего характера, который ярко проявляется в третьем направлении молодежных субкультур - антисоциальном.

Антисоциальные объединения не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить. Их деятельность носит экстремистский характер. Такие организации представляют собой явную угрозу для общества и государства.

Социолог С.С. Фролов предлагает несколько иной вариант классификации молодежных субкультур. Он выделяет такие направления, как [5]:

- романтико-эскапистское. Такие субкультуры ориенитрованы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем. В их идеологии содержится пассивный протест, поэтому в какой-то мере их можно соотнести с определенными оговорками к асоциальному направлению.

- Анархо-нигилистическое. Такие субкультуры отвергают общепринятые стандарты поведения, имеют критическое отношение ко многим явлениям жизни.

- Криминальное. Субкультуры данного направления ориентированы на противостояние закону и правопорядку.

-Развлекательно-гедонистическое. Субкультуры этого направления ориентированы на обеспечение досуга.

Существует и ряд других классификаций. Однако ни одна из них не может вместить всего многообразия молодежных субкультур. Особенностью молодежных субкультур является то, что каждая из них гораздо легче поддается описанию, чем отнесению к тому или иному типу. Необходимо понимать, что какой-либо стройной классификации субкультур создать невозможно. Реальную трудность в этом создает многообразие несводимых в систему признаков.

Однако рассмотрим подробнее некоторые молодежные субкультуры.

К романтико-эскапистскому направлению можно отнести толкинистов, ролевиков, индеанистов, байкеров и другие.

Толкинисты - поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкина (на сленге толкинистов - Профессор). Книги Толкина «Властелин колец», «Сильмарион» и другие относятся к жанру фентези. Толкин создал в своих произведениях волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одни из которых были выдуманы писателем, например хоббиты, другие - заимстовованы из фольклора различных народов мира, например эльфы, тролли, гномы. Толкинисты вживаются в этот мир, воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толкинист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению, поступил бы настоящий эльф. Во время игр группа молодых людей выезжает в лес, где распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкина. Начало движения относится примерно к 1992 г. Толкинисты появились на физическом факультете Московского университета. В 1993- 94 гг. субкультура толкинистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкина, но и других писателей-фантастов. Движение ролевых игр организационно отделилось, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Субкультура толкинистов и ролевиков в последние годы развивается наиболее активно и динамично. Проблема общения - одна из актуальных для молодежи, и ролевые игры оказываются важным средством технологической подготовки к более эффективному общению в молодежной среде. В целом мифологизация в рамках данного неформального объединения выстроена по конфигурации романтизированного и более яркого мира, чем тот, который окружает молодых россиян [1].

Весьма оригинальна молодежная субкультура индеанистов. Они изучают культуру индейцев, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. В 70-80 гг. Казань была одним из центров зарождавшегося индеанистского движения. Позже инициатива перешла к более многочисленным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 90-е г. К настоящему времени эта субкультура представлена слабо [5].

Одной из самых «суровых» субкультур всегда считались байкеры. Всех приверженцев данной субкультуры объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру - скорости. Основное понятие в идеологии байкеров - мотоцикл. Весь мир делится на тех, кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают. Мотоцикл всегда для байкера на первом месте. Вторым планом выступает все остальное, включая любовь и семью. В основе философии истинного байкера лежит дух братства и свободы. Из всех мотоклубов самым известным является клуб «Ночные Волки». Кругозор члена байк-клуба включает знания технических тонкостей обслуживания любимого железного коня, а также истории движения и клуба, правил поведения. Каждый мотоклуб имеет президента, вице-президента, сержанта по оружию, казначея, секретаря, исполняющих возложенные на них обязательства. Каждый байкер – активный участник мотоциклетной жизни, деятельность которого направлена на пользу сообществу [1].

К анархо-нигилистическому направлению можно отнести субкультуру панков. Однако, если данную субкультуру рассматривать в более широком смысле, то ее можно отнести и к музыкальной группе неформальных организаций. Музыка для Панков играет очень большую роль, так как они предпочитают пассивный протест и редко предпринимают открытые митинги и агитации, имеющие яркую политическую окраску. С помощью музыки панки выражают свое мировоззрение. Стандартной панковской прической считается «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. В идеологии Панков можно выделить такую черту, как пренебрежение к материальным ценностям. Истинные панки не могут позволить себе работать на «гнилое», с их точки зрения, общество. Следует отметить, что влияние панковской субкультуры в СССР и постсоветской России никогда не было значительным.

Крайне опасными для общества являются криминальные субкультуры, имеющие ярко выраженную антисоциальную направленность. В первую очередь необходимо упомянуть «гопников». Расцвет данной субкультуры приходится на 80 гг. В середине 90-х появляется новое поколение «гопников». Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит или ограблен [5].

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (Фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах. Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимум усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Для футбольных фанатов наиболее значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности проявлять свои чувства в полной мере, выражаемые в буйстве на стадионе и вандализме после матча [2].

К антисоциальным объединениям следует отнести и скинхедов. По своим политическим воззрениям скинхеды колеблются от ультралевых до антифашистов. Бывают среди них и аполитичные. Однако, многие - приверженцы фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в России резко возросло. Мигранты образуют свою субкультуру, некое маргинальное образование, которое увеличивается если по размерам и может вытеснить представителей коренной национальности[]. Таким образом, существуют объективные проблемы, которые «подпитывают» движение скинхедов. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов. К ним примыкают подростки 14 - 16 лет, их лидерам не более 20 - 23 лет. В основной своей массе эти ребята мало образованы, в лучшем случае они - учащиеся ПТУ.

К развлекательно-гедонистическому направлению молодежных субкультур можно отнести рейверов, мажоров, репперов и другие.

Субкультура рэйверов в России распространяется с начала 90-х гг. В музыкальном отношении стиль рэйв - преемник стиля техно. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Поэтому данную субкультуру еще относят к музыкальной. Рэйверы предпочитают одежду из ярких тонов и искусственных материалов. В облике рейверов и стиле поведения реализуется идея отхода человека от природы. В основе субкультуры рэйверов лежат такие ценности, как легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, следование последней моде в одежде. Для «расширения сознания» рэйверы используют наркотические средства, в частности «экстази». В России рэйв-культура развивается примерно с 5-летним запаздыванием по отношению к мировой практике [5]. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-клубов.

Мажор - это молодой человек, имеющий высокооплачиваемых родителей и пользующийся благодаря этому возможностями, недоступными большинству его сверстников. Это так называемая «золотая молодежь». В основном они проводят свободное время в дорогих ночных барах. Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в деньгах, носит дорогую одежду и обувь, ездит на собственном дорогом автомобиле. В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни [4].

Весьма примечательна и интересна молодежная хип-хоп культура, пришедшая в Россию из американских кварталов. Эту субкультуру сложно отнести к определенному типу. Первоначально хип-хоп воспринималось в России как асоциальное явление. Позднее отмечалось, что некоторые из направлений хип-хопа носят развлекательно-гедонистический характер. В любом случае, это очень сложное образование, вмещающее в себя такие направления, как рэп, брейк-данс, граффити. Остановимся подробнее на музыкальном направлении хип-хопа - репе. Рэпер - это поклонник или исполнитель музыки в силе «рэп».

Рэп - стиль популярной эстрадно-танцевальной музыки, которая характеризуется тем, что в сопровождении ударника или синтезатора скандируются ритмические стихи. На современном этапе рэперы - многочисленное, но малоорганизованное движение молодежи, по общей характеристике близкое к «мажорам». Рэперы легко контактируют с окружающими, ведут активный образ жизни, часто занимаются спортом, не имеют какой-либо глубокой идеологии. В зависимости от уровня интеллекта, большая часть членов движения характеризуется некоторым примитивизмом и явным нежеланием строить планы на будущее.

Художественное направление хип-хоп культуры представляет граффити. Граффити - это настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы.

Брейк-данс представляет собой танцевальное направление хип-хопа. Сначала хип-хоп культура рассматривалась как прямое свидетельство американизации общественного сознания российской молодежи, но теперь более ясна адаптивность хип-хопа в отношении различных социокультурных систем, в частности менталитета россиян.

В настоящее время российские молодежные хип-хоп коллективы часто приглашают на различные крупные презентации, праздники, форумы, фестивали. В ряде мест группам хип-хопа оказывается поддержка органами государственной власти, общественными объединениями. При поддержке мероприятий в области хип-хоп культуры учитывается, что по происхождению хип-хоп связан с бескорыстным интересом городской молодежи к самовыражению и освоению окружающего мира в своеобразных субкультурных формах [3].

Также весьма популярными в настоящее время стали молодежные объединения, отличительной чертой которых является романтическая компенсация повседневной рутины. В таких субкультурах ярко выражено стремление молодых людей к обновлению, «украшению» своей жизни чем-то необычным, они пытаются привнести в серые будни захватывающие впечатления и адреналин, часто посредством экстрима. Последователи этих течений объединяются для занятий экстремальными видами спорта или для походов в глухую тайгу. Одним из таких молодежных объединений являются диггеры. Их влечет таинственность подземных ходов, опасности подземного мира…Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь. Таких объединений много по всей России. Они объединяются в маленькие группки и не любят принимать в свои ряды кого-то еще. Диггеры имеют нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра [2].

Мы рассмотрели лишь некоторые из молодежных субкультур, но и этого достаточно для того, чтобы сделать один немаловажный вывод. Неформальные организации настолько различны и по своей идеологии, и по своему образу жизни, что невозможно давать однозначную оценку такому явлению. Молодежь ищет себя, стремится к самовыражению, желает иметь свое собственное суждение по любому вопросу. Иногда это приводит к крайнему противопоставлению по отношению к базовой культуре общества. Одной из важнейших задач социальных структур общества является перенаправление деструктивной энергии молодежи в конструктивную. Для этого необходимо принимать участие в решении молодежных проблем, откликаясь на них душой и сердцем, ибо равнодушие - главный враг для понимания другого человека.

Список литературы:

  1. Баркова А. Л. Исследования Толкиена и толкиенистской субкультуры // http://www.mith.ru/alb/tolkien/subculture.htm.

  2. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. - Ростов н/Д, 2001.

  3. История и развитие хип-хоп культуры /Авт.-сост. С. Н. Возжаев, А. В. Максимов, Ю. К. Ярушников; Предисл. Вал. А. Лукова. - М., 2004.

  4. Луков Вал. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. С. 147–151.

  5. Молодежная культура и ценности будущего / Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб, 2001.

7


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - V Студенческий Найти статус с днем рождения

Если человек носит яркую одежду Если человек носит яркую одежду Если человек носит яркую одежду Если человек носит яркую одежду Если человек носит яркую одежду Если человек носит яркую одежду

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ