Отгадайте пословицу свои люди

Интеллектуальная игра, посвященная Дню Наума-Грамотника

Дата проведения праздника: 14 декабря

Участники : учащиеся 5-х классов

1 ведущий: 14 декабря по православному календарю - День пророка Наума, а по народному календарю - День Наума-Грамотника. В старину в этот день говорили: «Придет Наум - наведет на ум», «Пророк Наум наставит на ум», «Батюшка Наум, наведи меня на ум». Отметим, что Наум считается покровителем знаний и ума, помощником всех учащихся. Матери выпекали в этот день для люди детей лепешки в виде монет, веря, что они принесут счастье и удачу.

2 ведущий. По традиции, на Наумов день крестьяне отправляли детей в школу. Они считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок». А еще считали: «Если учишь по книге, то, окончив, должен ее закрыть, в противном случае все позабудешь».

1 ведущий. Существовал обычай в этот день декабря отдавать отроков в ученье к дьячкам, отставным солдатам и прочим сельским грамотеям, так называемым мастерам грамоты. Так, на Наума учитель приходил в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму, а за леность наказывать побоями, мать же должна была в это время плакать. На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать с сыном передавала подарок для учителя, который обычно состоял из домашних птиц.

2 ведущий. Добавим, что родившиеся сегодня - хорошие учителя. Ребята, скажите, почему именно с Наума начинали учить детей. (Ответы детей)

Молодцы! Итак, мы начинаем.

1 ведущий. В начале нашей игры давайте подумаем, а почему именно 1 декабря по старому стилю крестьянские дети начинали учиться грамоте. (Ответы детей).

А теперь «поскороговорим». В народе говорят: «Лучше ногой запнуться, чем языком». Ребята, а зачем нужны скороговорки? (Ответы детей)

Ну, вот вы и «разогрелись», т.е. настроились на игру. И у нас…

2 ведущий. 1конкурс - «Разминка: скороговорки»

Каждая команда должна была приготовить по 3 скороговорки. Сейчас мы их послушаем. 3 балла максимально получит команда за правильно и быстро сказанную скороговорку, которую нужно повторить по 3 раза, если длинная и 5 раз, если короткая.

Команды проговаривают скороговорки, жюри оценивает.

1 ведущий. А теперь 2 конкурс, и мы с вами вспомним пословицы. Ребята, знаете ли вы, что в собрании В.Даля более 30 тыс. пословиц, а точнее 30130? Наш конкурс состоит из 2 частей:

Часть 1. «Закончи пословицу». Команде будет начислено по 1 баллу за правильно продолженную пословицу:

Пословицы для 1 команды:

1. Волков бояться - … (в лес не ходить).

2. Куй железо, … (пока горячо).

3. Не гордись званием, … (а гордись знанием).

Пословицы для 2 команды

1. Терпенье и труд … (все перетрут).

2. По одежке встречают, … (по уму провожают)..

3. Что написано пером, … (того не вырубишь топором).

Часть 2. Вспомните пословицу и поговорку на предложенный предмет. Команде будет начислено по 3 балла за каждую.

Показываются предметы: яблоко, яйцо, иголка с ниткой, деньги и т.д.. команды вспоминают пословицы и поговорки, жюри начисляет баллы.

2 ведущий. 3 конкурс - блиц-турнир - за каждый правильный ответ команда получает по 1 очку:

Вопросы для 1 команды:

1. Что стоит посреди земли (буква М)

2. В каком слове сорок гласных (сорок А)

3. Какие два местоимения мешают транспорту (Я-мы)

4. В каком глаголе 100 отрицаний? (сто-нет)

Вопросы для 2 команды:

1. В каком слове я встречается семь раз (семь Я)

2. В каком слове сто согласных (сто Л, сто К, сто Г)

3. Какие 3 местоимения самые чистые (Вы-мы-ты)

4. Какая змея бывает наречием? (Уж)

1 ведущий. 4 конкурс «Заморочки из бочки». Вас ждут более сложные вопросы, за каждый правильный ответ команда получит по 3 балла.

Вопросы для 1 команды:

1. Она бывает длинная, густая, светлая, темная. Бывает острая и блестящая. Бывает узкая и песчаная. Что это? (Коса)

2. «Геростратова слава»: откуда взялось это крылатое выражение? (Слава, приобретенная злодейством, преступлением, за поджог Геростратом храма Артемиды в Эфесе).

Вопросы для 2 команды:

1. Одно из чудес света называется «Колосс Родосский», а что означает слово «Колосс»? (Скульптура, намного превышающая человеческий рост).

2. Какой алфавит состоит из 6 букв (Азбука)

Жюри подводит итоги конкурса.

2 ведущий. 5 конкурс - «Шарады». За каждый правильный ответ команда получит по 3 балла:

Шарады для 1 команды:

1. Первый слог- морское животное, второй - междометие, а вместе - родина фарфора.

(Кит-ай).

2. Мой первый слог- на дереве

Второй мой слог- союз.

А в целом - я материя

И на сукно сгожусь.

(Сук -но).

3. Мой первый слог- число с нулями,

У всех людей - последних два.

А вместе -догадайтесь сами -

Всем городам она глава.

(Сто-лица).

Шарады для 2 команды:

1. Первая часть слова - деталь автомобиля для освещения дороги, вторая - местоимение, а целое слово - правитель Египта в древности.

(Фара-он).

2. Первый слог - китайский напиток,

Второй - название буквы,

А целое - птица.

(Чай-ка).

3. Начало- голос птицы,

Конец - на дне пруда,

А целое в музее найдете без труда.

(Кар-тина)

1 ведущий. 6 конкурс «Говорите правильно». За каждый правильный ответ команда получит по 1 баллу:


Команда

Нельзя говорить

Надо говорить

1

Вылазь

Вылезай

2

Ездию

Езжу

1

Лягет

Ляжет

2

Нагинаться

Наклоняться

1

Хочем

Хотим

2

Покласть

Положить

2 ведущий. 7 конкурс индивидуальный. Приглашаю от каждой команды по 2 человека.

Первые участники - Грамотеи - выполняют письменное задание:

«Флаг разв..вается, разв…тие способностей, св…рить грибы, отв…рить двери, подр…внять ряды, зам…рять рост, прим…рить врагов».

Вторые участники должны составить за 1 минуту как можно больше новых слов из букв, входящих в состав слова «грамматика». Команде дается по 0,5 балла за каждое слово.

1 ведущий. 8 конкурс. Конкурс капитанов «Блесни эрудицией». Он состоит из трех частей.

1. Загадки.

Отгадайте загадки, в которых из загаданного слова путем замены буквы получается новое слово:

Загадка для капитана 1 команды:

Забирается на печь

И ворчит, шумит, плюется,

Уж от ссор не уберечь.

Корень слева дан Китаем

Ну а суффикс - русский, знаем

(Чай-ник).

Загадка для капитана 2 команды:

Меня вы в сказке отыщите,

Я в сказке Пушкина - герой.

Но Л на Н лишь замените

Великой стану я рекой.

(Елисей - Енисей).

2. Откуда взяты крылатые выражения:

Задание для капитана 1 команды:

• «Разбитое корыто» (Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

• «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя кума оборотиться» (Крылов «Зеркало и обезьяна»)

Задание для капитана 2 команды:

• «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» (Крылов. «Кукушка и петух»)

• «У сильного всегда бессильный виноват» (Крылов. «Волк и ягненок»)

3. Блесни эрудицией:

Задание для капитана 1 команды:

«Сто сорок и сто сорок будет двести». В каком случае в этом предложении не будет ошибки?

(если правильно поставить ударение в слове «сорок»).

Задание для капитана 2 команды:

Какую строчку не может прочитать ни один ученый?

(Строчку, прошитую на машинке).

Замените синонимами устаревшие слова:

Задание для капитана 1 команды:

очи, чело, ланиты

(глаза, лоб, щеки)

Задание для капитана 2 команды:

уста, перст, глаголет

(губы, палец, говорит)

Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:

Задание для капитана 1 команды:

• «вить веревки»,

• «ни «бе» ни «ме»»

Задание для капитана 2 команды:

•»разжевать и в рот положить»,

• «молоть языком».

Вопрос для капитана 1 команды:

Какая мера длины определяется двумя нотами?

(миля)

Вопрос для капитана 2 команды:

Что может вырасти на лице, если в сосновом лесу читать хвалебное стихотворение? (борода)

Жюри начинает подсчет общего количества баллов.

2 ведущий. Пока жюри подводит итоги, для вас - познавательная информация «Знаете ли вы…»:

• что греки в конце вопросительных предложений ставят точку с запятой;

• что испанцы вопросительные и восклицательные знаки ставят не только в конце предложения, но и в их начале в перевернутом виде;

• что армяне повествовательное предложение заканчивают двоеточием;

• что болгары в знак утверждения «да», делают наше движение головой, означающее «нет».

1 ведущий. А теперь вопрос зрителям. Помогите своей команде. Назовите слова, которые состоят из 3 корней. Каждое слово добавит балл вашей команде.

(грязеводолечебница, гидроэлектростация, теплоэнергоцентраль)

Жюри подводит итоги, проводит награждение.

2 ведущий. Ребята, мы благодарим вас за участие, рады, что наши гимназисты - очень грамотные ребята. Желаем вам интересных путешествий в безмерном океане знаний!

Приложение.

Сводный оценочный лист

интеллектуальной игры для учащихся 5 классов,

посвященной Дню Наума-грамотника

Конкурсы


Баллы





Особо отличившиеся учащиеся

1.Скороговорки

3 - за маленькую

5 - за большую


2.Пословицы

Закончи пословицу

1 - за каждую правильно законченную пословицу

Произнеси пословицу на предложенный предмет

3 - за каждую правильно сказанную пословицу или поговорку

3.Блиц-турнир

1 б.

4.Заморочки из бочки

3 б.

5.Шарады

3 б.

6.Говорите правильно

1 б.

7. Индивидуальный

Грамотеи

По 0,5 балла за каждую правильную букву

Словообразование

По 0,5 балла за каждое слово

8. Конкурс капитанов «Блесни эрудицией»

Загадки

Крылатые выражения

Блесни эрудицией

Вопрос для болельщиков

1 б. для своей команды за каждое слово

Общий итог

Положение об интеллектуальной игре, посвященной Дню Наума-грамотника

1. Общие положения

1. Интеллектуальная игра проводится в целях развития интеллектуальных способностей учащихся и развития внеурочной деятельности.

2. Задачи игры:

• выявление знаний, умений и навыков учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития, полученных ими в процессе обучения;

• развитие познавательных способностей учащихся;

• повышение мотивации учеников к процессу обучения;

• апробация новых и развитие традиционных форм в системах внеклассной, методической и научно-методической работы;

• подготовка учащихся к интеллектуальным конкурсам различных уровней.

2. Организация и проведение интеллектуальной игры

2.1. Для разработки порядка проведения, сценария, критериев оценивания участников создается оргкомитет, который информирует участников образовательного процесса о проведении игры, оказывает методическую помощь, подводит его итоги, награждает победителей.

2.2. Экспертная группа осуществляет оценивание участников игры.

2.3. Подготовку учащихся к игре осуществляют учителя-предметники, в рамках которых проводится игра: русского языка, литературы, истории, мировой художественной культуры.

2.4. Участниками игры являются учащиеся 5-х классов.

3. Сроки и время проведения игры

Игра проводится 14 декабря в День Наума-грамотника в 13.00 в читальном зале библиотеки.

4. Условия участия в игре

Учитель-предметник вместе с классным руководителем отбирает для участия в игре по 8 учащихся, имеющих лучшие успехи в изучении русского языка, литературы, истории, мировой художественной культуры.

Игра включает в себя 8 конкурсов:

1 конкурс «Скороговорки» Каждая команда представляет по 3 скороговорки (каждый участник не более 1). Критерий оценивания: по 3 балла максимально получает команда за правильно и быстро сказанную скороговорку, которую нужно повторить 3 раза, если длинная и 5 раз, если короткая).

2 конкурс «Закончи пословицу». Команда получает по 1 баллу за каждую верно продолженную пословицу и по 3 балла за каждую пословицу и поговорку на предложенный предмет.

3 конкурс - блиц-турнир - команда отвечает на короткие вопросы, за каждый правильный ответ - по 1 баллу.

4 конкурс «Заморочки из бочки» - более сложные вопросы, за каждый правильный ответ- по 3 балла

5 конкурс «Шарады» - за каждый правильный ответ по 3 балла

6 конкурс «Говорите правильно» - по 1 баллу за каждый правильный ответ

7 конкурс индивидуальный: конкурс «Грамотеи» (выполнение письменного задания) - по 1 человеку от команды и конкурс «Словообразование» (Составить как можно больше новых слов из предложенного слова за 1 минуту) - по 1 человеку от каждой команды.

8 конкурс капитанов «Блесни эрудицией».

Дополнительно проводится игра с болельщиками,

3. Награждение победителей

3.1. По окончании игры экспертная группа определяет победителей.

3.2. Награждение производит председатель оргкомитета.

3.3. Команда и ученики, объявленные победителями, награждаются грамотами гимназии и школьной денежной единицей - «умами» по приказу директора гимназии.


Закрыть ... [X]

Помогите отгадать пословицу со словами корм (окончание неизвестно) Красивые открытки с днем рождения максим

Отгадайте пословицу свои люди Отгадайте пословицу свои люди Отгадайте пословицу свои люди Отгадайте пословицу свои люди Отгадайте пословицу свои люди Отгадайте пословицу свои люди Отгадайте пословицу свои люди Отгадайте пословицу свои люди Отгадайте пословицу свои люди