Подростковая прическа для девочки

психология подростковый период

Рассмотрим, каковы психологические проблемы подросткового возраста. Считается, что не менее 20% молодых людей испытывают специфические психические симптомы в период подросткового развития. Их трудности могут постепенно пройти, однако они должны знать о первых симптомах тяжелых расстройств. К психическим расстройствам, которые могут начинаться в подростковом возрасте, относятся расстройства идентификации, нарушения характера питания, депрессия, биполярные (маниакально-депрессивные) расстройства и шизофрении.

Психологические проблемы подросткового возраста, которые обозначены во врезке, сигнал того, что подростки должны обратиться к психиатру, психологу или психотерапевту.

Пояснения для родителей

Подростковый возраст вовсе не время уменьшения важности роли родителей. Не вполне созревшие, уже не дети, но еще не взрослые, они в одних случаях выступают как зрелые люди, а в других обнаруживают недостаточную способность к объективным суждениям. Предоставьте подростку возможность экспериментировать со своей независимостью – работать в летние каникулы вдали от дома, путешествовать или проводить свой отдых в лагере. Будьте всегда готовы дать им правильные ориентиры, предложить цивилизованные формы для такой независимости. Подростки, которые могут получить определенный опыт в стенах собственного дома (например, пить с друзьями в своей комнате спиртные напитки), с большой долей вероятности будут лучше подготовлены к первым самостоятельным шагам вне дома и совершат при этом меньше ошибок, чем те, кто не имеют таких возможностей.

Оснований для беспокойства нет

Не дает повода для беспокойства следующее поведение:

• Беспорядок в комнате. Часто жалобы на подростков связаны с тем, что они редко убирают свою комнату. Поскольку беспорядок обычно ограничивается спальней подростка, просто закрывайте дверь его комнаты и игнорируйте хаос в ней.

• Уход от общения. Подростки нуждаются в предоставлении им возможности уединиться хотя бы для того, чтобы послушать музыку или поговорить по телефону с друзьями. Такое поведение типично и часто бывает важным средством для того, чтобы испытать свою способность отделиться от семьи. Не стремитесь влезть в личную жизнь подростка, если он этого сам не захочет. Обсуждайте с ним вопросы, касающиеся выполнения домашних заданий, но о телефонных переговорах говорите лишь предупреждая, чтобы счета оставались в пределах допустимого.

• Идеализация. Постоянные, но преходящие восторги от «идолов» есть проявление попытки установить собственную идентичность. Одновременно возможно и низведение с «пьедестала» родителей.

• Причудливая одежда или прическа. Протестные формы поведения подростка могут быть весьма разнообразными. Обычно такие «демонстрации» – временное явление. Вы хорошо сделаете, если попытаетесь по возможности их игнорировать.

• Легкие колебания настроения. Внезапно наступающие колебания настроения в связи с предстоящими событиями или связанные с отношениями с противоположным полом – нередкое явление у подростков. Если это не отражается на школьной успеваемости или других занятиях, то у вас нет повода для беспокойства.

Психологические проблемы подросткового возраста. Основания для беспокойства есть

Если вы замечаете следующие нарушения, обратитесь за советом к психиатру, клиническому психологу или психотерапевту:

• Отчетливое снижение интереса к привычным занятиям.

• Упорная бессонница.

• Утрата интереса к друзьям.

• Внезапное и сильно выраженное ухудшение школьной успеваемости.

• Прогулы школьных занятий.

• Отказ от выполнения различных правил – от экономии и ведения домашнего хозяйства до невозвращения домой на ночь и т.д.

• Проявления ненависти и презрения к прежде любимым членам семьи.

• Рукоприкладство по отношению к родителям.

• Необычно частая смена сексуальных партнеров.

• Частое или длительное употребление наркотиков или алкоголя.

• Совершение уголовно наказуемых деяний.

• Высказывание мыслей о самоубийстве.

• Вступление в секту.

Такое поведение требует установления причины и применения соответствующих лечебных мероприятий квалифицированными специалистами. В некоторых случаях могут быть полезны несколько сеансов индивидуальной или семейной психотерапии. Раннее вмешательство необходимо для того, чтобы устранить данную проблему в зародыше и помочь подростку вернуться к нормальному пути развития.

психология подросткового возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

1. Психологическая характеристика подросткового возраста

2. Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте

3. Консультирование по проблемам подросткового возраста

Заключение

Литература

Введение

Как известно, в подростковом возрасте в организме взрослеющего ребенка происходят серьезные изменения. Идет бурный физический рост и половое созревание, начинаются гормональные изменения. Подросток стремится к общению вне семьи, с референтной группой сверстников, хочет найти и понять себя. Подросток большое внимание уделяет себе: своим переживаниям, мыслям, стремится поделиться ими с кем-то, поэтому он старается найти близкого друга или начинает вести дневник.

Часто, не привыкшие к требованиям самостоятельности ребенка родители не могут найти новые способы общения с подростком. Они не меняют привычных способов поведения, слишком ограничивая самостоятельность ребенка, требуя безоговорочного послушания. Такие тенденции могут отрицательно сказываться на личности подростка, усиливать его негативные реакции и переживания.

1. Психологическая характеристика возраста

Подростковый возраст длится от 10-11 до 14-15 лет, он отличается перестройкой всех структур организма, как психическими, так физиологическими изменениями. В этот период взрослеющий ребенок задает себе вопрос: Кто я? и ищет ответ на него.

У подростка возникают трудности в отношениях со взрослыми в силу его негативизма и упрямства. Он ищет другие области проявления себя, кроме семьи (Обухова Л.Ф. 1996).

Ведущий тип деятельности в этом возрасте — общение со своими сверстниками. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым.

Поэтому подросток ищет друга, того, кто может понять. Часто в этом возрасте ведутся дневники, чтобы иметь возможность свободно выражать свои переживания, мысли, сомнения (Обухова Л.Ф. 1996).

Главные новообразования этого возраста: открытие Я, возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Стремление быть и считаться взрослым. Становление самосознания (Обухова Л.Ф. 1996).

Л. И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более взрослую позицию в жизни (Обухова Л.Ф. 1996).

У подростков отмечается неустойчивость в эмоциональной сфере. Для них характерна легкая возбудимость, смена настроений и переживаний (Реан А.А. 2007).

Можно выделить следующие психологические нормативные задачи возраста (Олифирович Н.И. 2006):

- отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости;

психология подростковый период

- преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»);

- новый этап социализации в среде сверстников, основанный на установлении более глубоких эмоциональных отношений вне семьи;

- принятие растущей сексуальности, адаптация к этому новому состоянию.

2. Типичные проблемы, возникающие в подростковом возрасте

Проблемы, возникающие у подростков, чаще всего касаются (Олифирович Н.И. 2006): взаимоотношений в группе сверстников; взаимоотношений с лицами противоположного пола; взаимоотношений с родителями; взаимоотношений с учителями; вопросов осознания собственной личности; трудностей в учебе; необходимости найти выход из какой-либо затруднительной ситуации.

Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребывание только в социальной роли сына или дочери становится недостаточным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни.

Поэтому он расширяет сферу своих социальных контактов, выходя за пределы семьи. Этот процесс облегчает поддержка со стороны семьи, уверенность в ее стабильности и надежности (Олифирович Н.И. 2006).

В поисках собственной идентичности подросток может бросать вызов семейным правилам, регламентирующим его личную жизнь. Это нередко приводит к росту конфликтности в семье, основными областями которой являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса.

Большинство конфликтов вытекает из напряженности, создаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрослыми ответственности за своих детей (Олифирович Н.И. 2006). В силу этих обстоятельств, семье необходимо перераспределить зоны ответственности и определить, какова доля ответственности подростка. Семье нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей.

Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса (Олифирович Н.И. 2006).

В подростковом возрасте личность еще не сформирована. Любое вмешательство в жизнь подростка вызывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Наступает половое созревание.

Эти изменения могут стать фактором осложнений детско-родительских отношений в том случае, если у родителей имеются собственные неразрешенные конфликты во взаимодействии с представителями своего, либо противоположного пола (Олифирович Н.И. 2006).

Родители больше не обладают всей полнотой власти и должны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости (Олифирович Н.И. 2006).

У подростков, не способных отделиться от своих родителей, могут наблюдаться депрессивные симптомы.

Депрессия может развиваться в случае, когда подросток пытается удовлетворить потребности родителей в ущерб собственным. Подростковая депрессия может скрываться за проблемным поведением в школе, гиперсексуальностью и асоциальным поведением ребенка.

В подобных случаях родители обычно применяют карательные меры воздействия, что еще более усугубляет депрессию (Олифирович Н.И. 2006).

3. Консультирование по проблемам подросткового возраста

Консультирование по проблемам данного возраста отличается тем, что сам подросток впервые становится клиентом – субъектом обращения в психологическую консультацию, причем он может даже не сообщать об этом родителям (Бруменская Г.В. 2002).

Особенностями психологического консультирования семьи с подростками являются (Олифирович Н.И. 2006):

1. Нередкое отсутствие мотивации у подростка, пришедшего на консультацию с родителями, когда он не знает, зачем его привели.

2. Чаше всего причиной существующих проблем родители видят только самого подростка, который выступает в роли идентифицированного пациента. Между тем семья является целостной системой, и нарушения поведения подростка маркируют дисфункциональность всей семьи.

На первичный прием приглашается родитель, обратившийся за психологической помощью. В дальнейшем работа может вестись следующим образом (Олифирович Н.И. 2006):

- в рамках семейного консультирования (при осознании родителями трудностей, связанных с взрослением ребенка);

- отдельно с родителем и ребенком (при наличии у ребенка трудностей вне семьи);

- отдельно с родителем и ребенком с переходом в их совместное консультирование (в случае утраты доверия между родителем и ребенком);

- с родителем (при выявлении у него самого психологических проблем)

- с родителем (родителями) (при полной потере доверия между родителями и подростком, когда ребенок не идет на консультацию).

Важной задачей на начальном этапе консультирования является установление контакта с подростком и мотивирование его на участие в работе. В основе работы с подростком должны лежать партнерские отношения (Олифирович Н.И. 2006).

Отличительные особенности консультирования детей подросткового возраста и их родителей (Бруменская Г.В. 2002):

1) Психолог должен исходить из психологических нормативных задач возраста (задачи самоопределения в трех сферах – сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной), социальной).

2) Психологу необходимо смотреть на ситуацию глазами подростка.

3) При консультировании диады родитель-подросток действуют многие особенности, характерные для консультирования супружеской пары (такие как наглядность проблем в паре, возможность использования техник, связанных в совместной деятельностью пары, более серьезная мотивация на работу, нарушение всей работы при нежелании работать одного человека из пары и другие).

4) Важность анализа случая через призму индивидуального жизненного пути ребенка (учет прошлого и будущего ребенка, генетически заданного и культурного, особенностей прохождения возрастных кризисов и др.). Психологические трудности в настоящем — отдаленное следствие особенностей прохождения предыдущих возрастов. Такое следствие труднее поддается восстановлению в условиях консультирования.

5) Психолог значительно большее, чем в предыдущих возрастах, внимание уделяет зарождающейся сексуальности подростка. Психологу-консультанту впервые приходится вести себя с подростком, как с нарождающимся мужчиной или женщиной.

Заключение

В данной работе были указаны основные психологические особенности детей подросткового возраста, их типичные психологические проблемы и особенности работы психолога с ними.

Таким образом, подросток стремится к самостоятельности, отделению от родителей, обретению своего места в мире, познанию себя. Ограничение его деятельности, отсутствие перестойки взаимодействия в семье в сторону предоставления подростку большей ответственности, самостоятельности в принятии решений отрицательно влияет на поведение и чувства подростка. Он может еще больше отдалиться от родителей, впасть в депрессию, уйти из дома и т.п.

Поэтому родителям и психологам особенно важно при общении с подростком перейти на партнерские отношения, уважать его личность и стремление быть взрослым.

Литература

1. Бруменская Г.В. Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М. Академия, 2002.

2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М. Российское педагогическое агентство, 1996.

3. Олифирович Н. И. Зинкевич-Куземкина Т. А. Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб. Речь, 2006.

4. Психология подростка / Под. ред. Реана А.А. – СПб. Прайм-Еврознак, 2007.


Талызина Н.Н. О современных тинэйджерах, их психологии и культуре, их проблемах и ценностях По страницам книги Филипа Райса «Психология подросткового и юношеского возраста» – сайт Виртуального методического объединения
психология подросткового возраста

Исследования и методические материалы

Литобзор Талызина Н.Н. О современных тинэйджерах, их психологии и культуре, их проблемах и ценностях По страницам книги Филипа Райса «Психология подросткового и юношеского возраста»

О современных тинэйджерах, их психологии и культуре, их проблемах и ценностях

По страницам книги Филипа Райса Психология подросткового и юношеского возраста 1

Н.Н. Талызина

психология подростковый период

Филипп Райс – известный американский психолог. Его работа, о которой пойдет речь, выдержала за рубежом 8 изданий. Это одновременно и учебник, отвечающий высоким академическим требованиям; и монография, содержащая огромный теоретический и экспериментальный материал, наработанный западной психологией, медициной, социологией и антропологией; и просто книга, доступная, полезная и интересная всем, кто занимается проблемами подросткового и юношеского возраста, а тем более работает с молодежью.

Собственно, в терминологии самого автора речь идет о подростках (точнее, о тех, кого по-русски тоже уже нередко называют тинэйджерами). По-английски название его труда звучит примерно так: Подросток: биологические и социальные аспекты развития. Подростковый период Райс определяет как отрезок времени между детством и зрелостью (а зрелость – это период жизни, когда человек полностью развит в физическом, эмоциональном, социальном и интеллектуальном плане). Райс подразделяет подростковый период на ранний (обычно с 11 до 14 лет) и старший (от 15 до 19 лет). В отечественной психологии подростковый возраст традиционно ограничивается более узкими возрастными рамками, поэтому мы можем сказать, что представленный в книге возрастной интервал охватывает подростковый и юношеский возраст.

Тинэйджер с точки зрения различных научных дисциплин

Превращение ребенка во взрослого – сложный и драматический процесс, на ход которого влияет огромное количество разнообразных факторов: от генетики и физиологии до политики и экологии. Из этого и исходит Филип Райс. В его изложении мир подростка и юноши приоткрывается самыми разными своими сторонами. Он рассматривает множество различных подходов, описывающих этот возрастной период: биологический, когнитивный (познавательный), психосексуальный, социальный. Внимание уделяется физическим, интеллектуальным, эмоциональным, социальным, образовательным и профессиональным аспектам поведения молодежи. Особый акцент автор сделал на комплексном подходе к изучению молодежи, который является по сути междисциплинарным. По существу, важен вклад и биологов, и психологов, и педагогов, и антропологов и социологов. Автор настаивает, что если мы хотим получить полную картину происходящего с юношей или подростком, мы должны изучать его со всех сторон.

Каждая дисциплина вносит свой вклад в понимание этого периода. Если рассматривать подростково-юношеский период со строго биологических позиций, то он может быть определен как период физического и полового созревания, когда в организме происходят важные изменения, вызванные процессом роста. В любом биологическом определении этого возраста подробно перечисляются телесные, половые и физиологические изменения, их причины и последствия. Предполагается, что как процессами роста, так и поведением индивида управляют внутренние силы созревания, а влияние социокультурных условий незначительно.

Когнитивная психология рассматривает подростково-юношеский период с точки зрения процессов познания. В этом случае акцент делается на мыслительных процессах. Известный французский психолог Жан Пиаже занимался изучением когнитивной деятельности, его интересовали процессы мышления, происходящие при понимании и усвоении новых данных. Он описал возрастные изменения в структуре мышления детей, подростков и взрослых.

Маргарет Мид, Рут Бенедикт и другие антропологи сравнивают различные культуры и выделяют в каждой культуре положительные и отрицательные элементы, помогающие или мешающие подростку стать взрослым. Социальный подход (к нему мы еще вернемся) рассматривает юношей и подростков в неразрывной связи с социальными группами, в которые они входят. Психосексуальный подход представлен работами Зигмунда Фрейда. Он внес значительный вклад в науку, заострив внимание на сексуальных влечениях и потребностях. Следование сексуальным инстинктам и стремление удовлетворить потребность в любви являются мощными факторами, мотивирующими поведение индивида в юности.

Эрик Эриксон, американский психолог, основатель эго-психологии, модифицировал созданную Фрейдом теорию психосексуального развития, использовав открытия психологии и антропологии. Поскольку теория Эриксона оказала наиболее заметное влияние на современные исследования молодежи, остановимся на ней подробнее.

Концепция Эрика Эриксона

По мнению Эриксона, главная задача индивида заключается в том, чтобы, переходя от одного жизненного этапа на другой, обретать позитивную самоидентичность 2. Он описал восемь этапов развития человека, на каждом из которых перед индивидом стоит своя психосоциальная задача.

1. Младенчество – достижение доверия к окружающему миру (отрицательный результат – недоверие).

2. Раннее детство – обретение автономности (способность передвигаться – ползком, а позже шагом; развитие речи и пр.) и самостоятельности; (альтернативный/негативный вариант – неуверенность в себе).

3. Игровой возраст – обретение инициативы (расширяется пространство жизнедеятельности ребенка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать); (отрицательный результат – чувство вины).

4. Школьный возраст – обретение компетентности, связанное с овладением различными умениями, в том числе и умением учиться; (отрицательный результат – чувство неполноценности).

5. Юность – достижение идентичности; (отрицательный результат – спутанная идентичность).

6. Молодость – достижение интимных (близких) отношений с другими людьми; (отрицательный результат – чувство изоляции и одиночества).

7. Взрослость – ощущение полноценной, продуктивной жизни, творческой деятельности; наградой за способность к саморазвитию является формирование человеческой индивидуальности, неповторимости; (отрицательный результат – стагнация, медленный регресс личности).

8. Зрелый возраст – обретение чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга; (отрицательный результат – отчаяние и разочарование).

Говоря о формировании идентичности, характерной для юношеского возраста, Эриксон выделил несколько аспектов этого процесса. Формирование личной идентичности начинается еще до наступления юности и с ее окончанием не завершается. Этот процесс продолжается в течение всей жизни человека и протекает во многом бессознательно. Идентичность состоит из многих компонентов: психических, сексуальных, социальных, профессиональных, моральных и психологических качеств, совокупность которых образуют целостную личность. Эриксон подчеркивал, что юность является периодом нормативного кризиса, для которого характерны колебания Я и усиление конфликтов. В ходе обретения идентичности подросток становится жертвой этого процесса. Эриксон выделил семь основных конфликтов подростково-юношеского возраста:

Временная перспектива – или расплывчатое чувство времени

Для того чтобы научиться соотносить категории настоящего, прошлого и будущего и получить некоторое представление о количестве времени, необходимом для осуществления своих жизненных планов, подростку очень важно обрести чувство времени и непрерывности жизни. Для этого необходимо научиться оценивать и распределять свое время. Истинное чувство времени развивается постепенно и формируется довольно поздно – к 15–16 годам.

Уверенность в себе – или застенчивость

В процессе разрешения этого конфликта у подростка развивается уверенность в себе, основанная на прошлом опыте. Он начинает верить в свои силы и убеждается, что способен достичь поставленных целей. Прежде чем обрести такую веру, молодые люди проходят период повышенного внимания к себе и застенчивости, преимущественно в связи со своей внешностью и отношениями в социуме.

Экспериментирование с различными ролями – или фиксация одной роли

Подростки (юноши) имеют возможность примерить на себя различные социальные роли. Нередко они пробуют сразу множество ролей, экспериментируют с личностными качествами, способом говорить и действовать. И это нормально. Наоборот, те, у кого слишком сильно развиты внутренние ограничения, кто теряет инициативу или преждевременно фиксируется на одной роли, те никогда не поймут, кто же они такие.

Ученичество – или паралич трудовой деятельности

Прежде чем остановиться на каком-либо виде профессиональной деятельности, юноша имеет возможность исследовать и опробовать различные занятия. Если у него сформировалась негативная самооценка, то ему может не хватить энергии для достижения успехов в учебе или работе.

Сексуальная поляризация – или бисексуальная ориентация

Юноши и девушки пытаются понять, что означает быть мужчиной или женщиной. Эриксон придает большее значение формированию идентификации с тем или иным полом. Эта идентификация послужит основой для будущих гетеросексуальных отношений.

Отношения лидер-последователь – или неопределенность авторитета

По мере того как юноши и девушки расширяют социальные горизонты, посещая школу и заводя новых друзей, они учатся либо играть роль лидера, либо следовать за лидером. К ним одновременно предъявляют требования возлюбленные, родители, друзья. Кого они должны слушаться? За кем следовать? Кому сохранять верность в первую очередь? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сформировать личную систему ценностей и приоритетов.

Идеологическая убежденность – или размытость системы ценностей

Этот конфликт связан со всеми остальными, поскольку все аспекты поведения зависят от выбранной идеологии. Эриксон называет этот процесс поиском символа веры. Он подчеркивает, что человеку необходимо во что-то верить или следовать каким-либо принципам.

Если индивид способен успешно разрешить перечисленные семь конфликтов, у него формируется зрелая идентичность. При этом Эриксон отмечает, что найти приемлемую для себя идентичность особенно трудно в период резких социальных изменений, когда представители старшего поколения уже не могут служить адекватными ролевыми моделями для младшего. Очевидно, с подобными проблемами российская молодежь столкнулась в 90-е гг. и продолжает сталкиваться сегодня.

Влияние современного общества на поведение молодежи

При описании проблем подросткового и юношеского возраста Райс чаще всего использует социальный подход. Развитие и поведение тинэйджеров он рассматривает в неразрывной связи с картиной современного общества. Немало внимания уделено в книге жизни и субкультурам 3 различных молодежных групп.

Что нередко приходит в голову людям, когда они думают о тинэйджерах? Что они шумные, вульгарные, невоспитанные, неблагодарные, непослушные, безответственные и ленивые. Подобный набор эпитетов обычно считается почти точным описанием подростка. Во многих статьях, посвященных молодежи, говорится о незрелости ее суждений, о ее эгоистичности и эгоцентризме, о ее нежелании слушать, что говорят взрослые, о ее бунтарстве. В действительности, считает Райс, эти представления лишь отражают стереотип – общий и очень упрощенный образ данной возрастной группы. Как и взрослые, молодые люди сильно отличаются друг от друга и по характеру, и по поведению. Иногда юноши и девушки кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, а иногда демонстрируют любовь и готовность помочь. В этой непредсказуемости, в этом бросании из крайности в крайность проходит, по мнению автора, весь подростково-юношеский период. Поэтому изучение молодежи – это изучение контрастов, перемен, экспериментирования и роста. Подобные колебания как раз и позволяют подростку и юноше выбрать свой жизненный путь.

На какие же ценности ориентируется современная молодежь? Имеют ли под собой основания распространенные отрицательные стереотипы? Результаты зарубежных исследований, на которые ссылается Филип Райс, показывают, что нынешние студенты в меньшей степени, чем молодежь предшествующего поколения, осуждают эгоистические действия – особенно если эти действия направлены на достижение материальной выгоды. И эти данные подчас поразительно совпадают с результатами российских исследований. В качестве примера приведу некоторые данные общероссийского социологического исследования Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты, проведенного в 2007 г. Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф.Эберта в России. По мнению большинства респондентов этого исследования (причем как людей старшего возраста, так и самой молодежи), для современных юношей и девушек характерен моральный релятивизм и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам 4. Эту точку зрения разделяют 64% молодых респондентов и 70% представителей старшего поколения. И только треть респондентов (36% молодых и 28% старших) придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам.

Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность россиян серьезным испытаниям на прочность. В ходе исследования многие респонденты отмечали, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к серьезной инвентаризации ценностей. В результате каждый второй молодой респондент был вынужден признать, что его успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и согласиться, что современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы. Противоположной точки зрения – что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали – придерживаются 44% молодых респондентов 5 .

Говоря о подобном же моральном релятивизме у молодежи Запада, Райс отмечает, однако, и положительные тенденции. Так, опрос студентов одного из крупных американских университетов показал, что для большинства этих молодых людей главным источником удовлетворения являются семья, работа и религия. Похожие результаты получены и в уже упомянутом российском исследовании. Его авторы выделяют пять групп современных молодых людей исходя из их жизненных притязаний. Первый тип можно условно назвать семейными (13%). Это молодые люди, которые в первую очередь (преимущественно) говорят о том, что хотят и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей. Труженики (17%) – это та часть молодежи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься любимым делом. Третья группа, предприимчивые (20%), – это россияне в возрасте от 17 до 26 лет, которые говорят о том, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и материального достатка. Четвертая группа – гедонисты (10%), молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие. При этом значительную часть молодежи (19%) составляют максималисты, которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Анализ устремлений современной молодежи позволяет говорить о молодых россиян, различающихся своими жизненными целями. Но одно для них главное – для большинства молодежи безусловными остаются ценности семьи и работы в той или иной вариации: когда работа желаема и интересна или когда она дает возможность достичь материального благополучия.

Райс не соглашается и с еще одним стереотипом – что все молодые находятся в конфронтации с родителями. Действительно, говорит он, юность – это время, когда дети начинают стремиться к независимости. Без эмоционального отлучения, без овладения искусством самому принимать решения и отвечать за свою судьбу – подросток не сможет стать зрелой личностью. Однако приведенные в книге результаты крупного опроса учащихся старших классов доказывают, что большинство юношей и девушек не имеют ничего против родительских ценностей. Факты свидетельствуют, что они в большинстве своем все еще направляемы родителями и разделяют их ценности. Похожие результаты получены и российскими социологами: около 80% респондентов говорят хотя бы о частичном совпадении собственных взглядов с позицией родителей, в том числе около 40% – о значительном совпадении.

Молодежь часто обвиняют в безответственности и лени. Райс приводит следующий диалог:

– Что ты делаешь? – Ничего. – Что ты собираешься делать? – Ничего.

Действительно, большинство подростков ненавидят помогать родителям в уборке по дому, однако они с охотой трудятся в других местах.

Райс считает, что на развитие юношей и девушек в значительной степени влияет общество, в котором они растут. Он называет те аспекты общественной жизни, те социальные проблемы, которые, по его мнению, наиболее сильно влияют на жизнь современной молодежи:

1. технологические и социальные изменения; 2. урбанизация; 3. меркантильность, вызванная бедностью и необходимостью быть расчетливым; 4. средства массовой информации; 5. социальная и эмоциональная напряженность; 6. нелады в семье; 7. жизненные события и связанные с ними стрессы.

Рассмотрим это подробнее. Сегодняшняя молодежь живет в условиях интенсивного технического прогресса. Сделанные открытия переменили жизнь миллионов людей. Столь стремительные технологические и социальные перемены оказывают глубокое влияние на юношество. Автор рассматривает несколько аспектов этого процесса.

Первое – прошлое все более и более отдаляется от настоящего. Чем стремительнее социальные перемены, тем сильнее отличаются стандарты и образ современной жизни от стандартов прошлых лет. Как следствие, у молодых появляется чувство, что все старое (в том числе библиотеки) нежизнеспособно и не соответствует современности. Приведу пример из собственной практики: молодой человек, пришедший на консультацию к психологу, на вопрос записан ли он в библиотеку, ответил: А зачем? У меня дома есть Интернет. Здесь всем нам есть о чем поразмыслить.

Во-вторых, будущее также отдаляется, становится более неопределенным и непредсказуемым. Современная молодежь чувствует себя в меньшей безопасности относительно завтрашнего дня. Когда стандарты, ограничения, нравы и условия жизни стремительно меняются, трудно предсказать, куда повернет жизнь, сложно подготовиться к будущему, – поэтому многие юноши и девушки предпочитают жить одним днем. Исследование Выбор профессии и стресс, проведенное в Российской государственной юношеской библиотеке в 2006–2007 гг. 6. показало, что у 75% молодых людей, пришедших на профконсультацию, отсутствует уверенность в своем будущем

В-третьих, стремительные перемены ослабляют роль и функции семьи. К примеру, все меньшее число детей выбирают ту же профессию, что и родители (это подтверждают, в частности, и результаты вышеупомянутого исследования психологов РГЮБ). Опираясь на многолетний опыт собственного психологического консультирования, могу сказать, что большинство современных юношей и девушек не знают профессию своих родителей и слабо представляют, чем они занимаются. Ослабление межличностных контактов приводит к уменьшению общности семьи; ядро семьи оказывается неспособным выполнять свои эмоциональные функции, все большее число семей распадается.

психология подросткового возраста

В-четвертых, замешательство в связи с изменением убеждений, ценностей и общепринятых стандартов, неуверенность и противоречия ведут к стрессу. У некоторых юношей и девушек появляется невроз: они теряют веру в свои силы, ощущают опустошенность и невостребованность.

Следующий момент – это урбанизация. Перенаселенность городов, считает Райс, затрудняет близкие отношения людей, делает их более разобщенными. В городе с миллионным населением человек чувствует себя изолированным и одиноким. Кроме того, урбанизация создает массу социальных проблем: бедность, преступность и прочие трудности, сопутствующие городской жизни. Жизнь в городе полна стрессов, тревог и искушений. Хотя, конечно, имеются и положительные моменты – возможность получить хорошее образование, соприкоснуться с культурными ценностями и т.п.

Следующий аспект нашей жизни, влияющий на жизнь современной молодежи, связан с бедностью и связанной с нею меркантильностью. Результаты многочисленных зарубежных исследований подтверждают, что молодые люди становятся все более прагматичными. Современные юноши и девушки хотят найти престижную и хорошо оплачиваемую работу. Такие ценности, как стремление к самовыражению или творчество, отодвигаются на второй план. Это подтверждается результатами уже упоминавшегося исследования Института социологии: подавляющее число его молодых респондентов хотели бы, чтобы их труд хорошо оплачивался – об этом заявляют 85% молодежи. Еще 63% опрошенных хотят, чтобы работа, которой они будут заниматься, была интересной, а 26% хотят не только получать хорошую зарплату, но и достичь профессионального признания. Всего 16% представителей молодого поколения мечтают о разнообразной, творческой, предполагающей инициативу работе; 14% хотят, чтобы работа, которую они будут выполнять, приносила пользу обществу.

Райс считает, что ответственность за то, что нынешнее поколение вырастает, прежде всего, потребителями, во многом лежит на средствах массовой информации. Сегодняшние дети, как никогда прежде, растут в атмосфере прессинга рекламы. Как следствие, некоторые юноши и девушки относятся скептически ко всему, что им говорят.

Следующая важная проблема современной жизни – социальные и эмоциональные стрессы. Перед глазами подростков (по телевидению, в кино, на страницах журналов и газет) непрерывным потоком проходят сцены насилия – убийства, терроризм, войны. Много молодых погибает в автомобильных катастрофах. С психологической точки зрения стресс приводит к плохому настроению и чувству неуверенности. Его длительное воздействие заканчивается нервным срывом. Эти данные также целиком согласуются с результатами исследования Института социологии. Судя по ответам его респондентов, основные страхи российской молодежи связаны с потерей материального благополучия: она боится остаться без средств к существованию (54%), не устроиться на работу (23%) или потерять ее (19%), а также с опасениями за свою жизнь и жизнь близких (39%).

Известно, что среди современной молодежи широко распространены случаи психических заболеваний, алкоголизма, злоупотребления наркотиками. Райс считает, что молодежь нужно оберегать от воздействия сильных социальных стрессов. Для этого он предлагает ставить перед молодыми людьми четкие цели и подсказывать им конструктивные выходы из создавшихся ситуаций (не случайно во многих библиотеках открылись кабинеты психологического консультирования). Так или иначе, для России это новая ситуация и сегодняшней молодежи нелегко поверить в свое безоблачное будущее.

И последнее – некоторые стрессы у молодых людей связаны не с общественными, а с внутрисемейными отношениями. Высокий уровень разводов, а также рождения детей вне брака, приводят к тому, что около половины детей (по данным Райса) большее время своей жизни живут только с одним из родителей. Разводятся ли родители или сохраняют несчастливый брак – все это самым неблагоприятным образом воздействует на подростков.

Молодежное общество и молодежная культура

Как уже говорилось, один из самых распространенных мифов о молодых гласит, что все они одинаковы. Но молодежь, считает Райс, нельзя рассматривать в качестве гомогенной (однородной) среды: ее различные представители имеют различное социальное и культурное происхождение, воспитываются в различных условиях. При этом автор различает такие понятия как молодежное сообщество и молодежная культура. Термин молодежное сообщество позволяет описать систему взаимоотношений юношей и девушек, которые определяются их возрастом. А под молодежной культурой Райс подразумевает способы их мышления, поведения, их образ жизни.

Итак, сообщество молодежи не является единой, монолитной структурой, включающей в себя всех молодых людей. Существуют многочисленные молодежные группы, сильно различающиеся по составу участников и очень слабо структурированные. То же самое можно сказать о молодежной культуре – она неоднородна.

Но прежде чем анализировать молодежное общество и культуру, необходимо ответить на важный вопрос – в чем отличие молодежи от мира взрослых? Согласно одной точке зрения молодежь создает субкультуру со своим языком, модой, со своей системой ценностей, которая кардинально отличается от системы ценностей взрослых. Но есть и противоположная точка зрения: молодежь разделяет ценности, убеждения и обычаи взрослых, поэтому теория отдельной молодежной субкультуры является мифом. Райс считает, что чем больше проводится исследований, тем очевиднее становится, что молодежь не ориентируются только на родителей или только на сверстников. Степень ориентации на сверстников или родителей сильно зависит от возраста, пола и социально-экономического статуса, а также от эмоциональной близости между родителями и детьми. Это подтверждается и результатами российского исследования. Те его молодые респонденты, которые определенно могут сказать, что их родители оказались успешными, чаще демонстрируют характерные для старшего поколения ценности и соглашаются, что основные моральные нормы не подвержены влиянию времени, они всегда актуальны и современны (58%). Чаще они говорят и о том, что готовы пожертвовать жизненным успехом, но никогда не переступят через моральные принципы и нормы (51%). Такого же мнения придерживается почти 70% отцов, что и позволяет рассматривать эту позицию как традиционную и обеспечивающую консенсус поколений.

Райс считает, что в целом молодежная культура отражает культуру взрослых. Однако в некоторых сферах жизни культура молодежи все же выступает как особая субкультура (например, молодежные тусовки). При этом, чем стремительнее социальные изменения, тем сильнее взгляды молодежи будут отличаться от родительских. Молодежная субкультура – это культура, создаваемая молодыми для себя, то есть для собственной группы, и не рассчитанная на ее массовое потребление. Поэтому молодежные субкультуры закрыты для внешнего мира. Молодежная субкультура помогает молодым людям адаптироваться к жизни, берет на себя часть функций социализации молодых людей, с которыми не справляются традиционные институты социализации (семья, школа, институт). При этом вплетенная в ткань конкретного типа культуры, молодежная субкультура обладает свойствами и особенностями именно этого типа.

Как и социальные структуры взрослых, сообщества молодежи можно разделить на два типа: формальные и неформальные. К формальным молодежным группам относятся, например, группы соучеников. Юноши и девушки идентифицируются со своей конкретной школой, классом и учителями. Неформальными обычно называют слабо структурированные группы молодежи, которые собираются вместе, но имеют мало возможностей принять участие в формально организованной сети социальных отношений. Некоторые молодые люди в социальном смысле вообще находятся вне сообщества, хотя физически еще остаются в нем.

Например, в системе учебного заведения Райс видит три подсистемы: формальную академическую, полуформальную подсистему внеучебной деятельности и подсистему друзей. Формальная академическая подсистема, членом которой является ученик, включает в себя администрацию школы или колледжа, преподавателей, учебные дисциплины, классные комнаты, оценки и правила. Учащийся может принадлежать и к полуформальной подсистеме внеучебной деятельности: это спортивные секции, театральные и предметные кружки. В глазах молодых людей у каждого из этих коллективов имеется свой рейтинг престижности, определяющий статус их членов. Таким образом, престижность каждого положения индивида зависит от его рейтинга внутри определенной группы и престижности группы по отношению к другим группам.

Кроме этого, молодой человек может принадлежать к неформальной сети дружеских подсистем, которые действуют в рамках школьного (студенческого) мира. Именно они и является обычно самыми значимыми с точки зрения самих юношей и девушек, поскольку только такие отношения не обременены покровительством взрослых. Это мир молодых, и их статус здесь – самое важное. При этом членство в одних компаниях более престижно, чем в других. Общая репутация и основные ценности подобной группы часто выражаются в их названиях, таких как компания лидеров, спортивная команда, грязная дюжина иди любители пива.

Описывая мир студентов, Райс предлагает классификацию субкультур колледжей. Студенческая субкультура – это мир колледжа, куда входит футбол, выпивка, свидания и вечеринки, а учебные предметы и преподаватели отходят на второй план. Внутри этой субкультуры студенты относятся к колледжу без неприязни, но стараются обходить его академические требования, предпочитая превратить место учебы в клуб. Такое отношение характерно для молодых людей из семей с высоким уровнем дохода. У студентов с низким уровнем дохода преобладает профессиональная субкультура, символом которой является бюро поиска работы для студентов. Они учатся, чтобы обеспечить себе профессиональное продвижение и подготовку. Центральными ценностями академической субкультуры является учеба и знания. Члены этой группы серьезно учатся и работают больше, чем необходимо для сдачи экзаменов; они идентифицируются со своим колледжем и факультетом. Нонконформистская субкультура включает в себя интеллектуалов, радикалов, хиппи и богему. Эту группу труднее всего идентифицировать, потому что ее главным отличием является инакомыслие, в нее может входить и радикальный бунтарь, и интеллектуальный инакомыслящий одиночка. Мне думается (хотя для полной уверенности необходимо провести дополнительное исследование), что библиотеки посещают в основном представители профессиональной и академической субкультур. Хотя некоторые современные библиотеки делают попытку привлечь представителей студенческой субкультуры за счет организации в библиотеках клубной формы проведения досуга – например, игровые комнаты, интернет-кафе и т.п.

Чтобы глубже понять субкультуру молодежи, считает Райс, надо изучать как материальные объекты, которые молодежь покупает (или делает), так и нематериальные аспекты, значимые для молодежи.

Так, одной из самых заметных сторон молодежной культуры, по его мнению, является одежда: она помогает молодым раскрыть и выразить свою идентичность. Эксперименты с внешностью – часть процесса поиска собственного образа, в котором юноша или девушка чувствовали бы себя комфортно. Одежда и внешность – это способ самовыражения, молодые люди стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих. Одежда играет важную роль и в социальном взаимодействии: она является для молодежи одним из способов выражения конфликтов типа зависимость-самостоятельность и конформизм-индивидуальность. Одежда может выражать неприятие взрослого мира: подростки, которые враждебно относятся к своим родителям, могут демонстрировать свое неуважение тем, что носят одежду и прически, которые заведомо не понравятся старшим.

Однако главным мотивам выбора одежды является желание получить признание сверстников; это способ повысить самооценку, способ понравится самому себе и окружающим. Ряд исследований (как зарубежных, так и отечественных) указывают на связь, существующую между внешностью подростка и его социальным принятием. Те юноши и девушки, которые, по мнению сверстников, одеваются модно, имеют высокий статус; одетые хорошо, но не модно, занимают среднее положение; плохо одетые имеют низкий статус.

К нематериальным аспектам молодежной культуры Райс относит, например, музыку. Существует множество различных форм популярной музыки: поп, рэп, фолк, кантри-энд-вестерн, джаз, рок, хэви-метал и т.п. У молодежи – очень широкий спектр музыкальных пристрастий (возможно из-за того, что в сегодняшних песнях нашли отражение самые разнообразные эмоции). В частности, любимая юношами и девушками музыка хэви-метал играет в жизни молодежи сложную роль. Она отражает их озабоченность состоянием мира и определенный пессимизм по отношению к будущему. Одновременно она помогает им справиться с неприятными и неуправляемыми чувствами. Музыка отражает ту среду, в которой происходит социализация молодежи. Райс считает, что несмотря на то, что тексты песен часто полны безнадежности, их прослушивание не вызывает у юношей и девушек отчаяния. В действительности тяжелый рок позволяет их гневу разрядиться.

Проблемы социальной адаптации молодежи

Анализируя задачи, стоящие перед молодежью в области социальной адаптации и установления межличностный отношений, Райс выделяет шесть важнейших потребностей молодых людей:

– устанавливать с окружающими теплые, приносящие удовлетворение отношения; – дополнять дружбу детских лет знакомствами с новыми людьми; – быть принятыми и признанными в различных социальных группах; – переходить от дружбы со сверстниками того же пола к гетеросоциальным контактам; – узнавать модели отношений с противоположным полом, принимать и практиковать их; – избирать приемлемые мужские и женские социальные роли.

Удовлетворение эмоциональных потребностей детей очень мало зависят от сверстников. Ребенок ищет этого удовлетворения у родителей, именно от них он ждет похвалы, любви и нежности. В подростковый период картина меняется. Половое созревание приносит новые чувства, желание обрести эмоциональную свободу и независимость от родителей. Позитивные аспекты отношений подростков со сверстниками хорошо изучены. Выявлено, что общение с ровесниками положительно влияет на психологическую и социальную адаптацию. Многочисленные исследования показали, что социальная поддержка напрямую связана с благополучием человека в жизни и служит своего рода буфером, смягчающим последствие стрессов. Последствиями того, что подростков, молодых людей не замечают или отвергают сверстники, могут стать правонарушения, наркомания и депрессия. Дружеские отношения так необходимы молодым еще и потому, что они не уверены в себе. Они еще не сложились как личности. Друзья помогают им определить границы собственного Я, с помощью друзей они приобретают необходимые личностные и социальные навыки. Одна из серьезнейших проблем подросткового и юношеского возраста – одиночество. Тинэйджеры испытываю одиночество по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует себя вести с окружающими. Кто-то имеет заниженное представление о собственной персоне. Кто-то привык никому не доверять и не ждет от окружающих ничего хорошего. Как следствие, такие молодые люди избегают социальных контактов и близости.

Когда юноши и девушки покидают стены школы, их дружеские отношения становятся более широкими и разнообразными. Их новые знакомые могут вести себя, одеваться, разговаривать и думать иначе, чем прежние. Одна из социальных задач в этот период – расширить круг знакомств, научиться общаться и ладить с самыми разными людьми. Обычно в течение подросткового периода число друзей возрастает, затем юноши и девушки становятся более разборчивыми, и число дружеских связей уменьшается.

Отдельно хочется остановиться на группе молодежи с низким социоэкономическим статусом. Именно этой группе необходимо уделять особое внимание – как со стороны педагогов, так и со стороны библиотекарей. Для описания молодых выходцев из семей с невысоким социальным статусом – при этом живущих в бедности, применяются различные термины: обездоленные, молодежь с низким культурным уровнем, с низким уровнем образования. Семьи с низким социоэкономическим статусом обычно построены по иерархическому принципу, а отношение родителей к детям характеризуются ригидностью 7. В семье нередко царит атмосфера абсолютизма и физического насилия, а взрослые поддерживают психологическую дистанцию между собой и детьми. Методы поддержания дисциплины характеризуются как импульсивные, жесткие и непоследовательные. Родители из этих семей обычно хотят воспитать своих детей порядочными, послушными и честными людьми. Им хочется, чтобы дети жили богаче, и кажется, что хорошие оценки являются залогом будущего движения вверх по социальной лестнице. Они озабочены внешней стороной поведения, а не тем, как это поведение скажется на будущем развитии подростка. Их мало волнует развитие личности подростка, и они не ставят перед собой правильных воспитательных задач – таких как развитие креативности (творчества), любознательности, самостоятельности и независимости. Подростки с низким социоэкономическим статусом рано обретают социальную и эмоциональную независимость от семьи. Эмансипация часто происходит быстро и с психологической точки зрения оказывается преждевременна; социальные и эмоциональные потребности формируют чрезмерную зависимость от сверстников. Этот факт Райс объясняет несколькими причинами. Во-первых, такие подростки не получают необходимого им статуса через семейную идентификацию. Молодой человек понимает, что его низкий личный статус является следствием невысокого общественного положения его семьи. Он может завоевать положение лишь во взаимоотношениях с друзьями, стараясь быть круче, развязнее, сексуальнее или отважнее других. Одной из причин появления молодежных компаний является стремление удовлетворить потребность в статусе, идентичности и признании. Если группа не может обрести статус социально приемлемым способом, то средством достижения статуса становятся воровство, физическое насилие, вандализм и другие асоциальные проявления. Коллектив сверстников занимает место семьи и становится референтной 8 группой подростка.

Вторая причина, по которой подростки с низким социоэкономическим статусом сильнее ориентируются на сверстников, чем на родителей, заключается в том, что они нуждаются в защите. Они обращаются к сверстникам за психологической защитой и эмоциональным удовлетворением. Отсутствие эмоциональной защищенности и стабильности в сочетании с определенными моделями воспитания приводит к тому, что среди молодежи в семьях с низким социоэкономическим статусом многие сталкиваются с психологическими проблемами и психическими болезнями.

Условия существования молодых людей с низким социальноэкономическим статусом накладывают на них четыре важных ограничения:

Ограничение возможностей

Этим молодым людям не приходится бывать в разнообразных социальных и культурных ситуациях. У них меньше возможностей получить профессию и образование, поскольку их финансы ограничены. В социальном отношении они являются неприсоединившимися, поскольку круг их общения в основном составляют родственники и местные молодежные группы. Отсутствие широкого кругозора и знаний сужает их жизненные возможности.

Беспомощность и бессилие

Их профессиональные умения ограничены. Они не обладают самостоятельностью, чтобы улучшить условия собственной жизни, и у них недостаточно возможностей и знаний, чтобы пройти дополнительной обучение. Они относятся к работникам, которых легче всего заменить.

Лишения

Они видят благосостояние и благополучие окружающих и сознают унизительность своего положения неудачников, что приводит к уходу в себя, к изоляции, или, напротив, к девиантному поведению 9 и бунту.

Ненадежность положения

Индивиды с низким социоэкономическим статусом находятся во власти непредсказуемых жизненных событий – таких как болезнь, травма, трудности в учебе, семейные неурядицы и т.п. Чем ниже социоэкономический статус, тем люди более уязвимы для жизненных стрессов. Они стремятся к безопасности, поскольку никогда не уверены в своей жизни.

Таким образом, при социализации у молодых людей с низким социоэкономическим статусом формируются соответствующие ожидания: плохое образование, низкий уровень жизни и бессилие что-либо изменить. Такая ориентация способствует сохранению привычного для них образа жизни. Юноши и девушки попадают в порочный круг, в котором состояние нищеты и культурной неразвитости поддерживается автоматически. Как правило, эти молодые люди социализируются иначе, чем молодежь из среднего класса. У них вырабатывается специфическая манера одеваться, говорить; они часто ведут себя шумно, невоспитанно и агрессивно. Низкая самооценка и замкнутость препятствует адекватной социализации и вступлению в различные молодежные группы. Их странная одежда и оставляющая желать лучшего аккуратность и чистота делает их социальными изгоями.

В целом можно сказать, что на развитие молодежи влияет общество, в котором она растет: семья, школа, институт, молодежные группы, средства массовой информации и т.п. Именно в обществе молодые люди учатся налаживать отношения с окружающими, приспосабливаться к различным ситуациям и бороться с возникающими трудностями. Общественные институты могут, как помогать юношам и девушкам удовлетворить свои потребности, так и создавать новые проблемы, стимулируя рост напряжения и разочарования. Поэтому все, кто работает с молодежью (в том числе библиотекари) должны хорошо понимать, в чем состоит их социальный заказ и как можно влиять на людей этого возраста. Если взрослые, с которыми общаются и взаимодействуют тинэйджеры, имеют ровный и доброжелательный характер, терпеливы, жизнерадостны, умеют противостоять фрустрации 10. способны к самоконтролю – это очень благоприятно влияет на эмоциональное развитие молодежи. Библиотекари должны любить и уважать молодых, уметь с ними общаться, знать и понимать их реальные интересы и потребности, с сочувствием относиться к их проблемам. И в этом контексте книга Райса может оказаться очень полезной.

  1. Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. Питер, 2000. – 624 с. Книга Райса в последующие годы несколько раз переиздавалась. Последнее, значительно дополненное издание: Филип Райс, Ким Долджин. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. Питер, 2010. – 816 с.
  2. Идентичность (от англ. Identity – тождественность) – термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. Социальная идентичность – это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Личная идентичность, или самоидентичность (Self-identity) – это единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и жизненных установок личности. Достигнутая идентичность – состояние, когда личность уже нашла себя и вступила в период практической самореализации.
  3. Субкульту?ра (подкульту?ра, лат. sub – под + культура) в социологии и культурологии – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды и т.п.
  4. Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм. Для этического, морального релятивизма, который в своей крайней форме уничтожает все нравственные мерила, различие между добром и злом становится относительным.
  5. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад // http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html
  6. Талызина Н.Н. Выбор профессии и стресс. Итоги исследования //Библиотеки – молодежи: Информ.-аналит. вестник. Вып.1. – 2008. – С. 97-103. То же: http://vmo.rgub.ru/researh/articles/talyzina.php
  7. Ригидность (от лат. rigidus – жесткий, твердый) – неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.
  8. 8 Референтная группа – социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
  9. Девиантное поведение – это поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.
  10. Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Почему он ищет ссоры!.2012.10.24. mov

Описание video материала:
Подросток ищет ссоры!
Продолжаю тему о взрослом человеке, который застрял в подростковом возрасте и свои недетские уже вопросы решает теми же средствами и так, как он решал их когда-то — в 12-13 лет, когда был кромешно одинок.
Сам того не сознавая, он ищет ссоры. Конфликт и вера, что его организовал не он
- освобождает незрелого человека от всех стесняющих его обязательств и ценой клеветы на мир,
- избавляет от романтических ожиданий и новых разочарований.
Но беда, освободившись от обязательств, подросток освобождается от нужных человеческих связей. Оказывается еще более одиноким. И все начинается сначала.
Он снова очаровывается, снова обещает, чего у него нет — снова в клетке. Снова -
«Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И, молча, гибнуть я должна!»
Обезопасив себя от разочарований и создав себе иллюзию свободы от обязательств, мы навсегда или на время выбираем жить в отвратительном нам мире без будущего. В разрушающей нас депрессии!
Мы выходим из этого замкнутого круга и из этой инфантильной депрессии только, когда сдаемся привязанности к другому человеку, такому, какой он есть.
Только любя, приобретаем и для себя внутреннее право оставаться теми, кто есть мы — свободными.
«Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить» (Б.Л. Пастернак. Охранная грамота).
Подведу итог. В подростковом возрасте мы так одиноки, так нуждаемся в друге, что, в поисках дружбы, с одной стороны романтически выдумываем себе идеального друга («если я тебя придумала, стань таким, как я хочу!»). С другой — обещаем в своем лице идеального друга другому. Берем на себя обязательства, которые нам нечем обеспечить. Непосильные собственные обязательства нас тяготят. Всякая человеческая связь, обремененная этими неназванными обязательствами нас теснит. Интуитивно мы рвемся на волю. Конфликт, обвинение других в вероломстве развязывает нам руки. Поэтому подросток и всякий, кто застрял в этой психологической поре, всегда и со всеми, кроме врагов, ищет ссоры!


Закрыть ... [X]

Психологические проблемы подросткового возраста Зависимости Конфеты для учителя своими руками

Подростковая прическа для девочки Подростковая прическа для девочки Подростковая прическа для девочки Подростковая прическа для девочки Подростковая прическа для девочки Подростковая прическа для девочки Подростковая прическа для девочки Подростковая прическа для девочки Подростковая прическа для девочки